Preview

Проблемы постсоветского пространства

Расширенный поиск

Буддизм в Центральной Азии и России: история и современность

https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-2-237-249

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается история буддизма в Центральноазиатском регионе и в России. Выделяются основные периоды и особенности распространения буддизма, его влияния на культуру местного населения. Исследуется современное состояние буддийской сангхи России и стран Центральной Азии.

Центральноазиатский регион сыграл важную роль в становлении буддизма в качестве мировой религии. В I-III вв. н.э. миссионеры из Центральной Азии осуществляли проповедь буддийского учения. Археологические находки свидетельствуют о том, что в период вхождения значительной части региона в состав Кушанского царства распространение буддизма становится массовым. Второй этап расцвета приходится на Vпервую половину VIII вв., когда происходит расширение географии буддизма в регионе, мирно сосуществовавшего с другими религиями. Когда к IX в. территории современных Узбекистана, Киргизии, Туркменистана и Таджикистана подпали под владычество Омейядского и Аббасидского халифатов, ислам постепенно вытеснил буддизм с этих земель.

Третий этап распространения буддизма в регионе связан с приходом туда джунгар, стремившихся завладеть территорией Казахстана. С 1690 по 1760 гг. Центральноазиатский регион стал ареной борьбы за гегемонию между буддийским Джунгарским ханством и Китаем. Джунгары способствовали распространению буддизма в восточной части Казахстана и северной части Восточного Туркестана. Вхождение Западного Туркестана в состав Российской империи положило конец внешней угрозе и феодальным междоусобицам. Начался процесс консолидации центральноазиатских наций, осознававших свою принадлежность к мусульманской умме. В отсутствии джунгарского и китайского фактора распространение буддизма в регионе практически прекратилось.

Интерес к буддизму в регионе вновь возник только в XX в. с возрождением религиозности на постсоветском пространстве. Однако на сегодняшний день количество буддистов в Центральной Азии незначительно. Среди последователей буддийского учения центральное место занимает корейская диаспора, проживающая в Центральной Азии с1937 г., а также единичные необуддийские общины.

Буддизм внес свою лепту в формирование уникальной социокультурной идентичности России как евразийской по своей сути. Исторические области распространения буддийского учения – Бурятия, Калмыкия, Тува, а также некоторые районы Алтая, Иркутской и Читинской  областей.  На  сегодняшний  день  российская  буддийская  сангха  состоит из самостоятельных центров, среди которых наиболее крупные расположены в Бурятии, Калмыкии, Туве, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Буддизм занимает важное место в общественной и культурной жизни России, заметно преодолевая границы регионов его традиционного распространения. Популярность буддийской философии обусловлена рядом причин, среди которых близость некоторых ее принципов современной научной мысли, и прежде всего, когнитивным наукам, а также открытость диалогу с другими культурно-религиозными традициями, гуманизм, этика ненасилия и идеи всеобщей ответственности.

Об авторе

И. В. Колосова
Дипломатическая академия МИД России; Российский православный университет святого Иоанна Богослова
Россия

Ирина В. Колосова, Кандидат исторических наук

119021,  Москва, ул. Остоженка, д. 53/2



Список литературы

1. Мкртычев Т.К. Буддийское искусство Средней Азии (I-X вв.) Москва: ИКЦ Академкнига; 2002. 286 с.

2. Воробьева-Десятовская М. И. Индийцы. В.: Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос, языки, религии. Москва: Наука; 1992. С.77-115.

3. Литвинский Б.А. Буддизм в Средней Азии (проблемы изучения). URL: http://annales.info/books/bsa1.htm/ (дата обращения: 19.02.2020).

4. Берзин А. Взаимодействие буддизма и ислама: Омейядский халифат. URL: http://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/buddizm-i-islam-prodvinutyy-uroven/vzaimodeystvie-buddizma-i-islama-omeyyadskiy-halifat (дата обращения: 19.02.2020)

5. Бакланов В.И. Геополитическое соперничество и войны в Центральной Азии между Китаем, джунгарами, казахами и Россией в 1690-е по 1759 г. URL: http://historick.ru/view_post.php?id=239&cat=12 (дата обращения: 01.02.2020).

6. История буддизма в Кыргызстане. Буддийский центр в Бишкеке. URL: http://buddhism.kg/q&a/istoriya-buddizma-v-kyrgyzstane (дата обращения: 22.02.2020).

7. Чертыков М.А. Киргизы-буддисты. Центр Льва Гумилева. Евразийство и скифство. URL: https://www.gumilev-center.ru/kirgizy-buddisty/ (дата обращения: 22.02.2020).

8. Уланов М.С., Уланова Г.В. Социокультурное пространство России и буддизм. Вестник Калмыцкого университета. 2012;1:95-100.

9. Андреев А.И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, издательство А.Терентьева «Нартанг»; 2006. 463 с.

10. См. Чжуд-ши. Основы тибетской медицины. Санкт-Петербург; Невский проспект: 1999. 156 с.

11. Восточные проекты доктора П. А. Бадмаева / Под ред. Кузьмина Ю. В. Иркутск: Изд-во БГУЭП; 2006. 184 с.

12. Андреев А. И. Храм Будды в Северной столице. Санкт-Петербург: издательство А.Терентьева «Нартанг»; 2004. 224 с.

13. Колосова И. В. Проблемы сохранения культурного наследия Тибета. Мир и политика. 2011;6:71-80.

14. Монгуш М. В. Традиционный и западный буддизм в современной России: опыт сравнительного анализа. Новые исследования Тувы. 2016;1. URL: https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/5/showToc (дата обращения: 01.02.2020).


Для цитирования:


Колосова И.В. Буддизм в Центральной Азии и России: история и современность. Проблемы постсоветского пространства. 2020;7(2):237-249. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-2-237-249

For citation:


Kolosova I.V. Buddhism in Central Asia and Russia: History and Present Stata. Post-Soviet Issues. 2020;7(2):237-249. (In Russ.) https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-2-237-249

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2313-8920 (Print)
ISSN 2587-8174 (Online)